Геленджик - Красная поляна, на велосипеде. (Автор Влад Пасько)
Красная поляна - достаточно известный посёлок,
благодаря своему горнолыжному развитию. Много раз я там был. Летом, чтобы забраться
в горы, посетить белые снежные вершины кавказских гор. Зимой, естественно, погонять
на лыжах и пообщаться с краснополянскими друзьями.
Раньше от Геленджика до Сочи по морю ходила "комета". Заплатив 3р.
70 коп., можно было за 4 часа добраться до Сочи, дальше до Адлера на пригородном
автобусе, а из Адлера до Красной поляны ходил автобус за 60 копеек (1,5 часа
пути) и вертолёт за два рубля (15 минут пути). Много раз этот маршрут я преодолевал
на легковушке, но вот пришло время давить на другие педали.
Майские
праздники, куча выходных - самое время сесть на велосипед и ехать в Красную
поляну. Горный велосипед фирмы SHVIN, на багажнике велорюкзак "штаны",
как его часто называют, на спине небольшой рюкзачёк с фотоаппаратом и видеокамерой.
От Геленджика до Туапсе по трассе 120 км. Выехал в восемь утра, чтобы к вечеру
преодолеть это расстояние. День солнечный но нежаркий, в начале мая пекла ещё
нет, самое время крутить педали.
Немного не расчитал время. На Агойский перевал, последний перед Туапсе, заезжал
уже в темноте. Дорога не широкая и извилистая. На рюкзак прикрепил красный мигающий
катафот со светодиодом и батарейкой, чтобы какая-нибудь фура не переехала.
На самом верху Агойского перевала есть автостоянка. На южную сторону от неё
по гребню в лес уходит дорога. По этой дороге я проехал двести метров и остановился
на ночёвку. Место удобное. Можно поставить палатку, есть вода в роднике, на
трассу возвращаться недалеко, но и с трассы ничего не видно.
Между Туапсе и Сочи расстояние около 120 км., но дорога состоит из бесконечных
подъёмов, спусков и поворотов. К этому ещё добавляется активное транспортное
движение, так как между Чёрным морем и Главным Кавказским хребтом другой трассы
на юг просто нет. Поэтому, чтобы зря скотину не мучить, утром спустился в Туапсе,
чтобы загрузиться в электричку и спокойно доехать до Адлера.
Купил в кассе билет на себя, на велосипед с рюкзаком билет не продали. Барышня
в кассе сказала, что он может ехать бесплатно. Я удивился но спорить не стал.
Сел на велосипед и поехал на посадку. Далеко проехать не удалось, представитель
серой одежды перепуганно заорал - "Куда по перрону на мотоцикле?!"
Я остановился и спросил - "А можно я его буду катить?" На лице представителя
наметилась надежда на мысль и туловище выдавило звук - "Можно".
В Адлере вокзальная охрана знает разницу между велосипедом и мотоциклом, но,
тем не менее, разрешает только катить.
От Адлера до Красной поляны около 50 км. и перепад 600 метров, на этой высоте
находится посёлок. На таком расстоянии почти незаметно, что дорога всё время
идёт в гору.
Перед самым красивым местом, скальным каньёном, встретил четырёх велосипедистов
с рюкзаками, которые уже ехали вниз из поляны. У них были свеженькие велосипеды
и абсолютно новенькие рюкзачки. Один из них представился как редактор журнала
"Велосипед".
Раньше,
когда скальный участок я проезжал на машине, дорога казалась шире. Видимо сквозь
стекло есть ощущение телевизора, а на велосипеде всё настолько рядом, что дорога
кажется уже. Тем белее, что река Мзымта виднеется где-то далеко внизу.
Кстати, этот участок дороги прокладывали турки ещё при Николае втором. Уже в
то время для этой сложной работы были приглашены иностранные рабочие. Остальную
же часть трассы строили своими силами. Красная поляна в то время получила название
Романовск и была предназначена для отдыха царских особ. Была организована жандармерия
и назначен городовой. Специально для Николая второго построили двухэтажный особняк,
в котором он никогда не был, так как ни разу не приезжал в Красную поляну. Сейчас
в этом особняке гостиница, в которой может пожить любой желающий.
Утром я думал, что ночевать буду где-то в районе скального участка дороги, но
ещё светло и я решил не терять времени и ехать дальше. Транспорта мало, вокруг
красивые пейзажи, прохладный чистый воздух.
Уже в темноте въехал в посёлок и решил зарулить к своему старому товарищу в
гости. Из гостей меня уже не отпустили и более того, здесь образовалась моя
база, где я оставил большой рюкзак и радиальные выезды делал налегке.
Утром
решил посетить горнолыжку, которая выглядит очень странно без снега с зелёной
травой. Вместо лыжников, нижнюю часть склона оккупировали парапланеристы, которые
здесь приземляются. Познакомился с местными летателями, которые предложили мне
парашют и инструктаж. Но рождённый крутить махать не может, а если и сможет,
то должен это делать постоянно. От попытки остаться живым на параплане я отказался
и поехал вверх по течению Мзымты на минеральные родники,около шести километров
по грунтовке.
Прямо у дороги находятся три источника, между которыми расстояние около пяти
метров. Но самое интересное, что в них абсолютно разный вкус воды. Мне говорили,
что сюда приезжают на машинах и набирают воду в канистры для лечения многих
болезней.Вроде всё хорошо,но одна деталь- родники находятся на территории Кавказского
заповедника,примерно в трёх километрах от его границы.Систему
здешнего передвижения мне скоро объяснили.
Пока я дегустировал воду, сверху приехал УАЗ-ик с работниками охраны заповедника.
Они вытащили из машины канистры и стали наполнять их водой из источников, не
обращая на меня никакого внимания. Когда они уже всё загрузили и собирались
уезжать, я спросил насчёт заповедника, источника и людей. Мне объяснили, что
нахождение в заповеднике без особых бумаг действительно запрещено, но доехать
до этих родников, набрать воды и уехать обратно - можно.
Почти напротив горнолыжки находится речка Ачипсе, правый приток Мзымты. Если
вдоль этой речки проехать по грунтовке около километра, можно добраться до метеостанции.
Но
в этот день мне не повезло, так как все работники погоды куда-то удалились и
пообщаться не удалось. Зато откуда-то появившийся пятнистый комуфляж сообщил,
что тут всё секретно-пересекретно и с велосипедами тут бы не стоит бы… Вечером
в поляне мне объяснили, что через реку от метеостанции находится дача главного
горнолыжника нашей страны.
На следующий день решил ехать ближе к морю. Теперь всё в обратном порядке и
до Адлера 50 км. почти всё время вниз. Из Адлера до Туапсе на электричке и вечером
поднялся на Агойский перевал, где остановился на ночь в уже обжитом месте.
На следующий день выехал в шесть утра, а в шесть вечера был уже дома в Геленджике.
Последние 120 км. проехал за 12 часов, средняя скорость получилась десять км/ч.,
включая отдых.
Вся каталка туда и обратно заняла пять дней.