Санкт-Петербург - Геленджик по воде. (Автор Влад Пасько)
07.09.04.
Свершилось, наконец-то! Не прошло и двух недель с момента нашего приезда, а
только тринадцать дней и двадцать один час. И вот сегодня, седьмого сентября
2004 года в 13 часов и одну минуту, набрав еды, воды, топлива и других вкусностей,
мы вышли из питерского яхтклуба, расположенного на Петровской косе № 9, курсом
на город Геленджик. Основная задача - перегнать супер-яхту, стоимостью 250000
у.ед. (как ее оценил владелец), из холодного Питера в горячий город-курорт Геленджик.
Команда яхты: Капитан - известный в парусном мире человек, главный парусный
меритель России, судья, участник, знаток и т.д. Механик - Петрович. Этим вот,
Петрович, сказано все. Пока еще с трудом отличает оверштаг от штага, но зато
наша "Volvo", она же "Penta", слушается только его. Постоянно
из машины слышно бормотание Петровича. Уж не знаю, какую он ей на клапана лапшу
вешает, но после их общения, у нас с двигателем никаких проблем.Ну
и, естественно, на каждом плавающем предмете должен быть матрос. В данном путешествии
эту роль (матроса) выполняю я, Влад Пасько. Где-то, что-то слышал, кое что видел
и даже трогал. Думаю, должно получиться. Правда, основная моя специальность
- телеоператор.
Итак, приехали мы в славный город Санкт-Петербург две недели назад. Ну, думали,
ключ на старт и вперед. Не тут-то было. Супер-яхта за 250000 у.ед. активно сопротивлялась
и не поддавалась на уговоры. Пришлось две недели прожить как сыр в масле, ну
то есть по локоть.
Ремонт начали с гидравлического рулевого управления, продолжили всякими электрическими
панелями, половина которых и сейчас живут своей жизнью. Затем занимались такелажем,
рангоутом… Больше всего меня озадачили полуклюзы, привинченные ржавыми шурупами
к тиковым дощечкам, наклеенным на основную металлическую палубу.
Вроде бы основное, что на глаза попалось, сделали и сегодня после обеда вышли.
Мачта на палубе, так как надо пройти по Неве через весь Питер, где, как известно
есть мосты. Теоретически, можно пройти ночью в снаряженном состоянии при открытых
мостах, но тогда надо подавать заявку, насыпать денег… В
яхтклубе нам рассказали, что есть один секретный мостик, где все ставят мачты.
Пройдя под всеми мостами, мы дошли до притока Невы. Это маленькая речушка -
Ижора. Так вот на ней, при входе есть пешеходный мост, высотой метров восемь.
Течения в речке почти нет. Мы растянули корму яхты между берегами, с носа отдали
якорь так, чтобы стэпс мачты был прямо под одним краем моста. За этот край завели
палиспаст, подняли мачту через лебедку, закрепили стэпс, ванты, штаг. Затем
отсоединили мачту от моста, немного выбрали якорь и закрепили ахтэрштаг на корме.
Но это
все было потом, а сначала, перед самым подъемом мачты мы чуть не утонули. Двигатель
работал на холостых оборотах, но к его звуку примешивался непонятный шипящий
шум. Я поднял поелу, и оказалось, что под ней уже пятнадцать сантиметров воды.
Заглушили
дизель и обнаружили, что вода выдавила резиновую прокладку на помпе забора забортной
воды и под давлением стала заливать яхту. Давление создавал гидрофор, который
был почему-то подсоединен перед ножной помпой. Помпу из цепи исключили и подсоединили
электронасос забортной воды напрямую на кран.
Но и это еще не все. Радостные, что поставили мачту и не утонули, решили пройти
еще пару миль и стать на ночь у нормального причала. До
причала-то мы дошли, но в пути выяснилось, что резиновые опорные подушки двигателя
вышли из строя. Одна из них развалилась аж на три части. Мотор уперся в переборку.
Видимо ему стало одиноко, и он решил зайти погостить в кают-компанию. Завтра,
или уже сегодня утром пообщаемся с ним, чтобы он больше не скучал.
Сейчас 2-28, наверное пора спать.
08.09.04.
Сегодня день рождения Татьяны, моей спутницы жизни. Проснулся и сразу позвонил
ей, поздравил. По-моему, в этот день мы не вместе первый раз.
Ремонт
дизеля продолжался весь день. Соорудили полиспаст, при помощи которого подняли
переднюю часть двигателя, чтобы поставить его на место и иметь доступ к опорным
подушкам. Петрович придумал способ, как из хлама, на коленке можно собрать космический
корабль. К трем часам дня была отреставрирована левая подушка опоры двигателя,
а на правой поменяли болты. Вроде все, можно идти, но теперь дизель не заводится.
Обнаружился
еще один факт - если потянуть вверх левую шкотовую лебедку, то она спокойно
снимается со своего места и остается в руке, хотя снаружи все зашплинтовано.
В три часа дня и пятьдесят минут около яхты возникли два туловища. Одно - с
жутким перегаром в промасляной фуфайке, другое, вроде бы с женской головой,
но в мужской одежде с надписью на рукаве "охрана". Перебивая друг
друга, они стали рассказывать интересные истории. Оказывается,
причал, заросший камышом, затонувшая баржа около пирса, кучи мусора повсюду
- все это является особо секретным, особо охраняемым объектом.Капитана с документами
потянули сквозь высокие кусты к какому-то сараю, где самый секретный охранник,
вращая глазами и выкрикивая что-то понятное только ему, видимо, предложил нам
покинуть это болото. Все стало ясно, когда около сарая, я увидел большой монумент
- серп и молот. Старая шобла еще жива. Кроме нас проблемы с мотором никого не
интересовали. "VOLVO- PENTA" получила приказ увезти нас отсюда в течение
двух часов, но при ее капиталистическом воспитании, чихать она хотела на приказы
особей пятнистого окраса. Поэтому, пришлось поставить паруса, напугать две баржи
своим появлением на акватории, пересечь фарватер и метнуть якорь в другую сторону
реки около деревни Щербинка. Надеюсь, что эти камыши менее секретные, чем предыдущие.
Ни до ужина, ни после, двигатель так и не завелся.
09.09.04.
Хочется пить, потому что объелся соленой рыбы.
Целый день искали, откуда в топливе берется воздух. После обеда нашли, все затянули,
перерезали резьбу, поменяли прокладку… Двигатель не заводится.
Поставили паруса и при непонятном ветре, но зато по течению, вернулись опять
к мосту Ижоры. Капитан позвонил в Питер и через два часа к мосту подъехал недешевый
иностранный автомобиль. В этом автомобиле приехала кожаная куртка, в которую
был одет человек под названием Григорий Иванович. Петрович, теперь уже с Ивановичем
в четыре руки накинулись на дизель, а я накинулся на вяленую рыбу, которую мы
наловили еще в яхт-клубе.
Проснулся я от звука, работающего мотора. Насколько я понял, в нашем движке
запрограммированная поломка. Механические соединения рейки подачи топлива не
шплинтуются и поэтому, обязаны периодически выходить из строя, чем они с готовностью
и занимаются. Перед уходом, Григорий Иванович ткнул пальцем в разные стороны,
дал несколько ценных советов.
Но пить все равно хочется. Наверное надо меньше есть соленой рыбы.
10.09.04.
Еще не рассвело. Завели движок и пошли вверх по течению, чтобы с рассветом пройти
Ивановские пороги. Место достаточно узкое, извилистое с сильным течением. На
правом берегу виднеется затонувшая баржа, которая говорит о том, что все не
так просто.
При выходе
из Невы, справа от нас остров Ореховый, на котором расположена Шлиссельбургская
крепость. Интересные
старинные постройки дополнил какой-то современный зодчий, поставив рядышком
большой ржавый ангар.
Выход из Невы в Ладожское озеро только по фарватеру шириной двести метров. Чуть
в сторону - на поверхности появляются длинные водоросли, и яхта замедляет ход,
упершись в грунт.
Вышли на глубоководный фарватер, подул попутный ветер около 10 м/сек. Идем чистый
фордак. Мне даже дали порулить пару часов. Капитан немного подремал и потом
опять взял штурвал в свои руки.
Вроде все налажено, и я решил отдохнуть.
Проснулся я от сильных ударов в корпус, от которых сотрясалась вся яхта. Ход
замедлился, и каюта накренилась градусов на пятьдесят. Выбегая на палубу, я
подумал, что рвутся ванты и упала мачта, но мачта стоит на месте, а рядом с
бортом видно каменистое дно Ладожского озера. Самое странное было увидеть в
ста метрах от яхты остров Сухо с большим маяком и постройками. Остров находится
далеко в стороне от нашего пути и фарватера, что мы тут делаем? Вокруг нас обширная
отмель, через которую перекатывают валы белой пены. Хорошо, что я лег спать
одетый, но плохо, что без обуви и спасательного жилета. Пришлось в носках перебраться
ближе к носу и смайнать паруса, так как ветер 15-18 м/сек. прижимал яхту вниз,
а двухметровые волны с гребнями пытались накрыть ее. В глаза Петровича было
больно смотреть. Он первый раз на яхте и сразу попал в качественные приключения.
Видно, что он понимает всю опасность положения, но не знает, как это изменить.
Я попросил его раздать спас жилеты и закрыть брандер щит, чтобы вода не пошла
внутрь, если накроет волной.
Но те же волны нам и помогли. Стучась в обнаженное днище, они сняли яхту с этой
мели, но рядом были еще две, которые мы переехали так же - крен пятьдесят градусов
и жуткие удары киля о камни. Больше всего меня беспокоила мысль, чтобы между
волнами борт яхты не достал до твердого каменного грунта. И еще пробежала грустная
мысль, что против такого ветра и волны, добраться вплавь до острова шансов почти
нет.
Вроде пронесло, причем всех одновременно. Воды в трюме нет. Правда, ванты правого
борта провисли, наверное, потянулись во время удара. Пришлось талрепы затянуть
на несколько оборотов. Через неделю капитан признался, что ошибся в навигации,
когда определял наше местоположение на карте.
Ушли на север, вернулись на фарватер, где ходят сухогрузы. Фордак, волна метра
два с половиной. Петровича морская болезнь уже не мучает, он просто лежит и
ждет встречи с небесами. Мой рюкзак тоже сильно стошнило. Все вещи, которые
находились в нем, были разбросаны по всей каюте.
При траверзе Свирского маяка, кто-то выключил Солнце, и стало темно. Дальше,
как при выходе из Невы - фарватер шириной двести метров, куча поворотов, створных
маяков, место незнакомое, а самое главное сильный ветер справа и ночь. На якорь
становиться нельзя, кто-нибудь переедет. Ну, еще разок, напоследок, тихонько
сели на песчаную мель, просто не вписались в поворот, и каким-то чудом, зашли
в реку Свирь. Дошли до острова Конев, свернули с фарватера, бросили якорь, сняли
стресс самодельной рябиновой настойкой и в час ночи свалились.
11.09.04.
В 7.30 выбрали якорь и двинулись дальше. В пути Петрович приготовил завтрак,
ожил, видимо встречаться с небесами ему еще рано.
Посмотрел сегодня в зеркало и увидел там лицо уставшего человека. Решил его
побрить, чтобы оно выглядело свежее.
Перед
Нижнесвирским шлюзом, чтобы не кидать якорь, пришвартовались к сухогрузу Сызрань,
в ожидании своей очереди на подъем. К вечеру дошли до Верхнесвирского шлюза
и практически сразу, получили добро на шлюзование. Я первый раз в этот день
проходил шлюзы. В принципе, ничего сложного нет, но надо быть внимательным.
При
входе в шлюз справа и слева под номерами находятся швартовые рымы. Расстояние
между ними больше десяти метров, поэтому, на нашей десятиметровой яхте швартоваться
приходится только за один рым. С носа и кормы заводятся два швартовых на рым,
весь борт в кранцах. Яхта поднимается вдоль стены вместе с рымом, примерно на
двенадцать метров. Швартовые желательно заводить серьгой, чтобы в случае заклинивания
рыма, их можно было быстро отдать, а так же чтобы легче было регулировать расстояние
яхты от бетонной стены. Если пришвартовать плотно, то при подъеме кранцы могут
оторваться, а при спуске - задраться вверх.
В больших шлюзовых камерах все происходит медленно и спокойно, а в малых - возникает
активное движение воды и яхту начинает водить из стороны в сторону, поэтому,
ее надо придерживать отпорниками от стены. А потом, когда откроют ворота, по
обстоятельствам. Если яхта сбоку от какого-нибудь многометрового монстра, то
лучше выскочить перед ним, а если сзади, то лучше не отшвартовываться, дать
ему немного отойти, чтобы не попасть под его винтовое течение.
Похоже, что садиться на мель у нас становится доброй традицией. Сначала, перед
Нижнесвирским шлюзом пропускали сухогруз на подъем, немного съехали с фарватера
и легонько заехали на грунт. А вот выше шлюза, при скорости в семь узлов просто
рубанулись в подводное препятствие, аж корма поднялась. Просто капитан "перепутал
левый знак с правым", и решил объехать левый знак еще левее.
Пройдя за вторым шлюзом около пяти миль, справа от фарватера, бросили якорь
в час ночи.
12.09.04.
Решил, что выбрать якорь, завести двигатель и двинуться дальше смогут и без
меня, погода абсолютно тихая. Поэтому проспал аж до полдесятого.
Прошли Ивинскую заводь. Еще в Питере нас пугали плавающими островами, которые
в этом месте встречаются. Ни одного острова, перебегающего дорогу, не встретили.
Правда, по сторонам от фарватера, виднеются притопленные деревья.
Да, с профессионалами не соскучишься. Разве может, серьезный капитан слушать
советы матроса? Опыт предыдущих блужданий по воде подсказывал, что надо бы взять
штуки четыре канистры литров по сорок для запасного топлива. Но эта идея не
понравилась, взяли две по восемнадцать. И вот в 14.40, в самом начале Онежского
озера на борту случилась истерика по поводу остановки двигателя, который почему-то
не хотел работать без соляра.
Дальше пошли на парусах. Я поработал немного штурманом - определил на карте
точки нашего пути по озеру и занес их в JPS - систему спутниковой навигации,
чтобы поменьше шарахаться по мелям. Ветер около 4 м/сек, ход около 6 км/час.
Ни один из проходящих мимо сухогрузов, не захотел буксировать нас через озеро
до устья реки Вытегра. Из всего, что мы прошли, Онежское озеро является единственным
водоемом, в котором можно пить забортную воду без ущерба для здоровья. На карте
даже обозначен раен с надписью "Забор пресной воды".
Короче,
темнеет, озеро осталось позади, заходим в канал на парусах, ветер, точно встречный.
Слева по ходу стоит стела "Волго-Балтийский канал им.В.И.Ленина".
Но нам от этого совсем не легче. Бросаем якорь справа по движению, так как навстречу
идут два громадных монстра, которым и без нас места мало.
Громко
матерясь, что не имеет права принимать, принял буксирный конец вахтенный матрос
катера Синица. Протянули нас около 10 км и пришвартовали в каком-то "старом
шлюзе", где до часу ночи мы сливали солярку с непонятного, ржавого понтона.
После этого перешли на другую сторону реки, кинули веревки на другой ржавый
понтон и заночевали.
13.09.04.
Небо серое, вода серая, воздух серый - идет дождь.
С утра прошли первый, потом, через 5 км. второй Вытегринские шлюзы. Перед третьим
шлюзом пришлось немного подождать. Чтоб не терять времени, решили поискать топливо,
и подошли к катеру "Кальмар". Но команде "Кальмара" недостаточно
было заправить наш дизель, они решили заправить и нас тоже. Мудрый Петрович
сказал что-то типа - "Здоровье, низзя…". Мы с капитаном пошли к ним
в кают-компанию… Через неопределенное время нам предложили солярку бесплатно
во все, что есть, но пустой тары уже не было. Внезапно
на борту закончились запасы спиртного. Веселый крепкий парень из команды "Кальмара"
предложил нам продать бутылку водки, но капитан ответил - "Мы водкой не
торгуем". Где-то минуты через две договорились на обмен - бутылка водки
за рыболовную сеть, длиной шестьдесят пять метров. Из рации донесся голос диспетчера,
который спрашивал, готовы ли мы к шлюзованию. Мы ответили, что уже давно совершенно
готовы… Я роздал несколько своих визиток, и мы расстались "друззями на
фсю жись".
В этот день нам предстояло пройти еще четыре шлюза. С задачей мы достойно справились,
если не брать во внимание крики по громкой связи, типа "В шлюзе обгон запрещен.
Так вы в шлюз заходите или нет? Не путайтесь под носом, не мешайте шлюзоваться".
Всего за день прошли шесть Вытегринских шлюзов. Добрались до 793 километра и
слева по ходу бросили якорь в протоке. Это река Ковжа, которая соединена с рекой
Вытегрой искусственным каналом.
День под номером тринадцать завершился.
14.09.04.
Утро началось с веселья. Светит солнце, мерно работает дизель. Заставляю себя
вылезти из под теплого одеяла и иду на палубу, чтобы узнать есть ли жизнь на
планете. Капитан у штурвала, радостный, что из каюты вышли свободные уши, рассказывает
мне, что вчера прошли девяносто километров. Я повернул голову в сторону и увидел,
что красный бакен правой стороны проходит не справа от нас, а слева. Еще не
совсем проснувшись, я попытался что-то вспомнить, может даже сказать, но не
успел… Корма задралась к небу, мы опять встретились с грунтом. Хорошо, что в
этом месте он илистый и мягкий. И еще хорошо, что я вышел на палубу. Внутри,
когда яхта бьётся о берег, немного жутковато. Дали задний ход, яхта обошла бакен
слева, вышли на фарватер. Навстречу проходит громадный сухогруз, который видел
все наши маневры. Высоко над нами, на капитанском мостике стоит человек и крутит
у виска указательным пальцем.
В 10.10 выходим на просторы Белого озера. Слева от нас, на островке остается
хорошо видная церковь. Капитан доверяет мне провести яхту через озеро. Дело
не особо сложное. Курс указан в лоции, маршрут обозначен вехами, всего их девять.
Да еще впереди маячит корма удаляющейся баржи.
Какой-то
дальтоник назвал озеро Белым. На самом деле вода рыже-зеленая (если такой цвет
есть).Через три часа и десять минут покидаем озеро и входим в речку Чесна. Вход
виден где-то с четверти озера. По
сторонам издалека видны две высоковольтные опоры, а прямо в реке, слева по ходу
от фарватера стоит затопленная церковь - все, что осталось от поселка Крохино,
который ушел под воду во время сооружения этого водохранилища.
Кстати, порадовался, что не пожалел пятьдесят баксов и купил в яхт-клубе Питера
гоночные очки, которые совершенно снимают солнечные блики с воды. Наш путь в
основном на юг, и поэтому солнце отражается как раз впереди яхты. Теперь точно
знаю, за что отдал деньги.
14.12. У нас опять экстренное торможение. Пока писал предыдущий абзац, кэп пытался
объехать бакен не с той стороны. Толи уже привыкли, толи надоело, но мы с Петровичем
даже не вышли на палубу. Посмотрели в иллюминаторы, сквозь которые были хорошо
видны торчащие из воды стволы старого леса, убедились, что яхта выходит на фарватер,
и успокоились.
Вчера Петрович как-то неудачно поднял руку, что его желтый непромокаемый плащ
за 250 рублей лопнул на полспины. А я так удачно поднял ногу, что лопнули мои
желтые непромокаемые штаны на пол "ниже спины". Вдвоем заклеиваем
нашу защиту от воды скотчем на матерчатой основе.
Перед ночной рулилкой решил немного вздремнуть, но не получилось. Уже начал
засыпать, как меня разбудил перепуганный Петрович, сообщив, что на палубе что-то
случилось и без меня никак.
Вскочил, даже не надел непромокаемую куртку, чтобы быстрее спасти жизнь корабля.
Оказалось, что надо добрать стаксель аж на два оборота лебедки. Парус я добрал,
яхта накренилась чуть сильнее. С плиты слетела кастрюля с рисовой кашей, перевернулась
в воздухе и высыпала все содержимое в капитанские кроссовки по самые шнурки,
которые стояли рядом.
18.00. Дали порулить. 18.10. Заходим в зеленую лужу длиной в 20 километров,
под названием Сизминский разлив. Ветер в борт 7 - 8 м/сек (галфвинд). На поворотной
вешке №126 сворачиваю вправо и майнаю паруса, т. к. ветер южный, точно навстречу.
Ровно в 19.30 лужа заканчивается, и дальше по реке Шексна доходим до ее правого
притока с названием Изольнец. В лоции обозначена глубина 8 метров, но при попытке
войти в устье, упираемся в илистый грунт, значит тут меньше двух метров.
Сегодня прошли ровно сто морских миль, это сто восемьдесят пять километров и
четыреста тридцать метров.
15.09.04.
Не, не, не. В реке Изольнец глубина действительно восемь метров. Просто не надо
сворачивать на двести метров раньше в протоку перед ней.
Утром добрались до шлюзов города Шексна. Над акваторией носятся ароматизаторы
местной птицефабрики. Полчаса вызываем шлюз № 7 - никого. Запросили № 8. Заспанный,
ленивый голос произнес: "Киньте якорь и ждите своей очереди". Минут
через десять уже другой, более приветливый диспетчер пригласил нас на шлюзование.
В г.Шексне два шлюза, стоят рядом и работают параллельно. В этот день работал
только восьмой шлюз. И еще небольшая деталь. У входа в восьмой шлюз, за 15 метров
до левого створного бакена цепляем грунт, хотя в этом месте обозначена якорная
стоянка.
С 13.00 я должен рулить, поэтому прилег подремать. Где-то без десяти минут выхожу
из своей каюты и вижу озабоченного Петровича, который вскрывает поелы, сует
туда руки и спрашивает у себя: "Откуда тут солярка?". Откуда, так
и не нашли, просто выкачали ведро солярки с водой ручной помпой. Решили, что
топливо пролилось во время заправки.
В 13.30 заходим в порт города Череповец. Я за штурвалом. Не доходя до поворотного
буя триста метров, получаю команду капитана свернуть направо, чтобы напрямки
пройти к пассажирскому причалу. Но
там виднеются останки чего-то железного, поэтому возражаю и говорю, пойти по
фарватеру. Капитан настаивает. Я знаю, что два капитана на корабле быть не должно,
и знаю, что скоро у нас будут приключения. Поворачиваю направо и выключаю ход
двигателя… Больше всего мне жаль Петровича. Я забыл ему сказать, чтобы он присел
и взялся за что-нибудь крепкое. Поэтому ему пришлось перелететь в кают-компанию
и приземлиться на переборке. Хода почти не было, но удар все равно получился
очень жесткий, и корма привычно задралась к небу. Здесь,
на слиянии двух рек Ягорбы и Шексны на всех атласах обозначена отмель и рядом
затонувшее судно, поэтому полезнее ходить точно по фарватеру.
Пришвартовались к плавучей гостинице с красным фонарем, под названием Ботель
№2. Стоянка стоит 500 руб./сут. Сказали, что можно заказать девочек за 600 руб./час.
Душ предоставили бесплатно, но в душ я не пошел, т. к. из крана течет коричневая
вода из реки.
Думали сегодня заправиться соляркой, но началась сильная гроза, видимость метров
сто, а бункеровщик стоит на другой стороне порта. Решили отложить на завтра.
Капитан с Петровичем сходили на рынок, по магазинам. Купили еды, рабочие перчатки.
Канистры под соляру по 350 руб./шт. не взяли - денег жалко. Вымокли под дождем
до нитки. Одежда сушится по всей яхте - банно-прачечный комбинат на воде.
16.09.04.
Впереди у нас Рыбинское водохранилище, а старенький речной атлас, выпуска 1971
года, заканчивается на Череповце. Поэтому, утром вдвоем с капитаном идем в диспетчерскую
пассажирского порта. Там на стене, как украшение, висит карта водохранилища.
Определяем по ней координаты нашего маршрута и заносим их в JPS. Еще, на всякий
случай, я снимаю цифровым фотоаппаратом наш путь на карте, чтобы можно было
визуально как-то определиться.
Отходим
от "красного фонаря" и идем на другую сторону акватории к бункеровщику.
Оказалось, что можно залить всего сто литров топлива, а не сто пятьдесят, как
нам надо. Но вначале надо получить подпись на заправку у генерального директора
грузового речного порта города Череповец. Пришлось
побегать по кабинетам, так как с буксиров здесь соляру не продают.
Затем опять переходим акваторию и швартуемся к причалу туристических кораблей,
как написано на карте. На самом деле это старый понтон, пришвартованный к берегу.
Недалеко, в трех минутах ходьбы, мы нашли водяную колонку на улице. Полностью
залили пресной водой все наши емкости. После обеда ложимся спать, так как на
завтра плохой прогноз, путевых карт и лоции нет, денек должен быть не подарочный.
17.09.04.
Укладываю швартовые в рундук кокпита. Внизу виден небольшой пар, видимо внутри
гораздо теплее, чем снаружи. В семь утра выходим. По рации получили прогноз
погоды на Рыбинское водохранилище: ветер 14 м/сек, запад - северо-запад, волна
1,5 метра.
Вроде все спокойно, идем, из каюты виднеется небольшой пар, видимо Петрович
кипятит воду для утреннего кофе. Спрашиваю:
- Воду греешь?
Петрович отвечает:
- Нет.
-Так откуда пар?
Спускаюсь
в каюту и вижу воду, которая уже покрывает поелы - мы тонем. Сообщаю об этом
капитану, и мы срочно швартуемся к ближайшему причалу с баржами, гружеными металлоломом.
Высоко над нами портовый кран остановил свою работу, из окошка появилось лицо
крановщика. Видимо его смутил вид и размеры нашей "баржи", ставшей
под погрузку. Прибежал какой-то веселый парень, спросил, долго ли мы будем стоять.
Мы ответили, что если не утонем прямо здесь, то, как только, так сразу.
Вода под поелами теплая, значит течь где-то после двигателя. Вытаскиваем
все из рундука и наблюдаем, как из-за глухой переборки , где находится глушитель,
течет вода. Какой-то умный яхтостроитель все коммуникации яхты соорудил закрытыми
наглухо. Петрович взял в руки ножовку, и через две минуты от стенки не осталось
и следа. Поломка, собственно, небольшая, но опасная. Развалился старый хомут
и соединительный шланг между двигателем и глушителем повис в воздухе. Из этого
шланга через систему охлаждения двигателя мы и набрали забортной воды.
Устранив неисправность, с трудом отходим от причала, прижимной ветер 12м/сек.
Капитан пытается куда-то напрямки рулить, просит меня взять бинокль и поискать
створные знаки. Я сообщаю ему, что ни я, ни бинокль не видим никаких знаков
впереди, но совсем в другой стороне есть фарватерные бакены. Матрос капитану
не указ, и мы держим курс на ближайшую мель. Через пару минут яхта уперлась
в грунт. С такими аргументами не спорят даже капитаны, и мы возвращаемся не
проезжую часть реки Шексна. Первые полчаса ориентироваться пришлось "по
звездам". Идем прямо на волну, ветер навстречу.
Створы далеко впереди, их почти не видно. Если смотреть в бинокль - еще хуже,
брызги заливают оптику. На поворотном буе сворачиваем налево, выходим из реки,
ветер сбоку, жить легче. Дополнительно к двигателю ставим паруса. Дальше по
водохранилищу путь держим по точкам, занесенным в JPS и путевым вехам, которые
видно не всегда. Правда JPS-у можно верить с трудом. Путь уместили в семь точек.
Шесть попали почти в десятку, а вторая точка находится где-то на земле, рядом
с водохранилищем. Периодически идет дождь, видимость снижается до нуля. Вечером
прошел град, размером с горох. При шквалах из-под грозовых туч, ветер 18-20
м/сек, волна 2 метра. Хорошо, что почти все время бакштаг.
К десяти вечера прирулили к шлюзу города Рыбинска, где нас озадачили на предмет
наличия договора на шлюзование в Волго-Балтийском канале им.В.И.Ленина. Мы ответили,
что В.И.Ленин нам такой договор не подписывал, и нам предложили перезвонить
в шесть утра.
18.09.04.
Мы на якоре у ворот шлюза. Ровно в шесть утра по 22 каналу зовем диспетчера
порта. Диспетчер говорит, что все в порядке и надо связаться с диспетчером шлюза.
Вызываем по 3 каналу диспетчера шлюза, который тоже спрашивает договор на шлюзование.
Мы опять отвечаем, что у нас нет такой бумаги. Диспетчер недовольным голосом
говорит, что надо бы иметь, но раз нет, значит, становитесь правым бортом к
первому рыму и шлюзуйтесь без договора, только не мозольте тут глаза.
Если где-то прибывает, значит - где-то убывает. Только была удача, и вот опять
у нас проблема. Я уютно примостился в кают-компании с чашечкой утреннего кофе,
но зачем-то посмотрел под поелы, а там опять прибывает вода. Блин… Как хорошо
начиналось утро… Мы с Петровичем откачали воду, закрыли все краны забора внешней
воды, заглушили двигатель… Вода
прибывает… Петрович в недоумении размышляет, что наверное где-то лопнуло, проржавело,
разошлось…На двигателе просмотрели все хомуты - все в порядке. Вода прибывает
быстро, но нет никакого характерного шума. Открывая поелу за поелой, я проследил,
откуда идет приток воды. К всеобщему удивлению, обнаружил, что вода хлещет из
электрической помпы откачки воды из трюма. Яхту строили супергении.Отверстие
выброса воды наружу, они сделали ниже ватерлинии.А так как помпа находится еще
ниже, то при любой попытке откачать воду из трюма предохранительное колено,
хоть, и расположено выше ватерлинии, наполняется водой и, когда помпа выключается,
забортная вода течет в обратную сторону, подтверждая закон сообщающихся сосудов.
Тем более что помпа SEAWORLD, MOD.40750-12, производительностью 48 литров в
минуту, не оснащена обратным клапаном и соответственно, является проводником
воды в обе стороны. Супергениальность
устранять не стали, просто закрыли кран выброса воды наружу.
Кофе остыл, романтический момент потерян.
Но если
была проблема, значит должна быть компенсация. Мы проголосовали обгоняющую баржу
"Окский-15", которая буксировала нас часа три до города Ярославль.
Отдавая буксирный конец, ребята с баржи сказали, что и дальше бы протянули,
но вообще-то буксировка в таком виде запрещена, и речная инспекция Ярославля
за этим следит.
Сегодня капитан предложил вахтенное расписание рулежки - 4 через 4, мы с ним
вдвоем. Но так не получается. В ночное время я стараюсь рулить сам, без вахт.
Во-первых, у нас нет атласов речной обстановки. Значит надо интуитивно с биноклем
в ночи искать путевые знаки и относительно них двигаться, да еще успевать уворачиваться
от ржавых монстров. Во-вторых, зрение у капитана не сто процентов и вполне достаточно
дневных приключений.
Перед ночной вахтой залег подремать. В каюту зашел Петрович и щелкнул выключателем
одного из плафонов, плафон не загорелся. Это значит, что на топе грот мачты
зажегся фонарь. Когда мы проверяли ходовые огни, оказалось, что на гроте нет
света. На скорую руку пустили кабель вдоль мачты, провели через вентиляцию в
мою каюту и подсоединили к плафону освещения.
Десять вечера, команда спит, я рулю по городу Кострома. Множество огней. Впереди
два моста, автомобильный и железнодорожный. Среди множества лампочек надо выбрать
именно те, которые указывают путь. Ночные мосты, это отдельная тема. Они кажутся
больше и ниже. Хотя на них и указана высота 17 метров и наша двенадцатиметровая
мачта должна под ними спокойно пройти, на всякий случай, присаживаюсь в кокпите
и смотрю наверх, как мачта заходит в темную бетонную пещеру.
После второго моста сменилась речная обстановка. То есть, раньше знаки обозначали
края фарватера, красный справа и белый слева. Теперь, желтые фонари стоят посередине
фарватера и обозначают осевую линию. Я это понял не сразу, так как нет атласа
обстановки. Подумал, что просто красные фонари немного выгорели, и стал обходить
их слева. Это была встречная полоса и три баржи, идущие снизу, устроили светомузыку
левыми бортами, предлагая мне убраться в свой ряд. Рация включена, но в эфире
тихо, никто не возмущается. Возможно, нас приняли за Летучего Голландца, летящего
ночью на парусах по встречной полосе.
По осевым знакам ночью вроде даже легче., чем по боковым. Вокруг сплошная темнота,
идет дождь. И только маленькая желтая мигающая точка где-то впереди, указывает
путь. Проходя почти вплотную, в темноте виден полосатый буй с желтым фонарем.
Надо брать бинокль, искать впереди следующую мигалку и держать курс точно на
нее. В половину третьего утра капитан предложил поспать до рассвета. Я сразу
сворачиваю под правый берег, кидаю якорь. На вахте остается один топовый огонь.
Мы спим.
19.09.04
Скупость капитана свела на нет все мои ночные труды. В очередной раз заканчивается
топливо, но так как это не Европа, а "Раша", нам приходится клянчить
солярку, где попало. Сейчас девять утра. На маленьком прогулочном кораблике
нам пообещали налить литров 60 (нам надо 200), но только в три часа дня. Мы
теряем время только потому, что жалко денег на канистры для запасной солярки.
Канистры купить можно, а время нет.
Мне предложили перегнать эту яхту с 10 августа по 10 сентября. Потом сроки отхода
отодвинули, да и яхта оказалась в нерабочем состоянии. Короче, сегодня уже 19
сентября, а мы только прошли Кострому. У меня в Геленджике тоже есть кое-какие
обязательства. Если бы я вернулся 15 сентября, это уже было бы хамством, а сейчас
меня наверное уже вовсю матерят. И вместо того, чтобы мчаться на юг, мы ждем
топливо.
С катером договорились встретиться на другой стороне реки. Петрович взялся за
ремонт плафона освещения на камбузе, а я решил постираться и побриться. Яхта
идет на парусах к условленному месту. Когда я уже заканчивал свои умывания,
вертикальный проем нашей душевой наклонился градусов на тридцать. Привычка -
великое дело. Я понял, что мы опять на мели. Стал одной ногой на поелу, другой
на переборку и продолжил бритье. Заработал двигатель. Вперед, назад - яхта ни
с места. Завершив водные процедуры, выхожу на палубу, берусь за штурвал и при
включенном двигателе кручу его влево, затем вправо, чтобы яхта, виляя кормой,
выбралась на более глубокое место. Капитан ставит стаксель, и яхта медленно
начинает двигаться, освобождая болотистую отмель для других героев.
В три часа подошел прогулочный катер и налил нам топлива, но не 60, а 50 литров.
Идем дальше. Справа, около населенного пункта видим баржу, плавкран и буксир.
Причем команда буксира явно только что из баньки - на шее полотенца, лица красные,
глаза в кучу. Сначала пообещали налить литров 30, затем 100. Качали солярку
до тех пор, пока у нас через верх не пошло, где-то литров 170. Это богатство
обошлось нам в 500 рублей и две бутылки водки.
Солнце уже в Атлантическом океане, а мы все еще в реке Волга. Становлюсь за
штурвал, с желанием добраться сегодня до шлюза города Городец. У меня очередная
медитация с желтыми фонарями. Днем на акватории было пустынно, а ночью появились
стройные ряды сухогрузов, словно их выпустили из загона. Чтобы пропустить обгоняющую
баржу, я должен принять правее, но кроме желтого осевого огня впереди нет никаких
ориентиров, а я не вижу, где заканчивается обочина. Поэтому, когда меня обгоняют,
выхожу на встречную полосу и пропускаю баржу и осевые знаки справа. Если в это
время кто-то движется навстречу, иду прямо на мигалку по разделительной полосе
между баржами. По рации меня не зовут, значит все понимают мои проблемы, и никто
не поджимает.
После заправки, до города Городец прошли 75 километров и сразу, в три часа ночи
получили добро на шлюзование в первом перепаде. Первый раз прошли эту процедуру
в полном одиночестве. Кроме нашей яхты, в громадном шлюзе - никого. Мы спустились
на междушлюзовую акваторию, диаметром примерно метров 500. Здесь нам предложили
бросить якорь, а утром зайти к диспетчеру, заплатить деньги и шлюзоваться дальше.
20.09.04.
Диспетчер выяснил глубину, ширину и толщину нашего судна, что-то долго высчитывал
и затем объявил, что за прохождение всех шлюзов реки Волга мы должны заплатить
54 рубля и 56 копеек. Рубли в таком количестве нашлись, тем более что если перевести
сумму на жидкость, то это всего два литра пива. Правда с копейками пришлось
повозиться, никак не получалась нужная цифра.
На акватории,
между верхним и нижним шлюзами, находится плавучая гостиница. На ее нижней палубе
я увидел серфовые доски и паруса. Вскоре
мы познакомились с владельцем этого снаряжения. Агеноров Виктор вдали от моря
на небольшой акватории между шлюзами, танкерами и баржами обучает ребят владеть
парусом, доской и своим телом. Удивительно и приятно видеть базу виндсерфинга
прямо на палубе дебаркадера. У нас в Геленджике, тоже была серфовая база, прямо
около моря на песчаном пляже. Но один дяденька в пиджаке, с верхним образованием,
изрек: "Все серферы - панки, город без вас обойдется". Другой дяденька,
в бульдозере, снес нашу базу с лица земли. Теперь, рядом с этим местом стоит
кабак.
В 10 часов утра прошли второй шлюз, и я прилег, чтобы поспать после вчерашней
ночи и перед сегодняшней. Мне уже неудобно об этом писать. Может показаться,
что я хочу дискредитировать уважаемого в парусном мире человека (чтобы так не
подумали, я нигде не называю его имени), но у нас опять стоп-кран. 13.09. Просыпаюсь
от удара яхты о грунт. Не хочу вставать, но крен не уменьшается. Пока я выбирался
на палубу, лодка сошла с мели, и мы идем к фарватеру. Опять капитан объехал
боковой знак не с той стороны. После нижнего шлюза города Городец, речная обстановка
вернулась к предыдущей. Теперь знаки обозначают не осевую, а края фарватера
- белый слева и красный справа. Проходить надо только между ними и никак иначе.
Около двух часов дня проходим Нижний Новгород. Делаю
пару снимков на память и вспоминаю, как несколько лет назад, на море, давал
попользоваться подводное ружье жителю Нижнего Новгорода, который пытался устроить
себе "рыбный день". Позже, вернув инструмент, он поблагодарил меня
и представился как прокурор этого города.
16.05. Угадайте, отчего я проснулся? Опять стоп-кран… Даже не знаю, спал или
нет? Это не сон, а забытье в пол-уха.
В 19.00 становлюсь на ночную вахту. Часа через три, на палубу выходит Петрович
и начинает просить остановиться, бросить якорь, не рисковать ночью. Я вижу,
что ему страшно, но отвечаю: "Не хочешь рисковать - лежи дома на диване".
Только вот про какой риск он говорил, я так и не понял.
В два часа ночи на двигателе открылись старые раны. Наверное, опять сломался
ограничитель оборотов, и, мотор заглох. Ветер слабый. На парусах удалось уйти
с фарватера и заночевать.
21.09.04.
Просыпаюсь в восемь утра, слышу звон ключей и кряхтение Петровича. Интересуюсь,
в чем дело, и выясняется, что у нас сломалось все одновременно. Ограничитель
оборотов сломался, фильтр забился, насос не качает топливо. Я делаю предположение:
"Может, солярка закончилась?". Петрович возражает, что солярки еще
половина бака. Он последовательно просматривает всю цепочку нашего нефтепровода.
Раскручивает, продувает, сливает - двигатель не заводится. Наконец-то, он откликается
на мои уговоры заглянуть в бак, ну а там - пусто. Мы опять потеряли кучу времени
из-за ерунды. Плеснули в бак топлива и в 9.50, через несколько оборотов, движок
заработал.
Через полтора часа проходим акваторию слияния рек Волга и Ветлуга. Красный полосатый
буй показывает развилку фарватера. На Ветлугу налево, а нам по Волге - прямо.
Кстати, ночью была интересная ситуация. Нас обогнала баржа, и я радостно держал
курс на ее кормовую иллюминацию. Навстречу появляется яркий многопалубный пассажирский
лайнер. Я смотрю на большие квадратные иллюминаторы…
Да ну что такое? У нас опять аврал. Пока я писал предыдущий абзац, капитан срулил
на полкилометра с фарватера. Сначала послышались четыре удара в корпус, видимо,
стволы затопленного леса просились в гости. Но это не смутило кэпа ,и он твердой
рукой вел яхту дальше, прямо на подводную лужайку, где мы и приземлились. Пришлось
бросить писанину, взяться за штурвал, вернуть яхту на фарватер и затем снова
передать управление в надежные руки капитана.
Итак…я смотрю на большие квадратные иллюминаторы, где вижу веселых, танцующих
людей. "Праздник жизни" проезжает мимо, ему с нами не по пути. Поворачиваю
голову вперед, а там нет ни баржи, ни путевых огней, только большая, темная
акватория. Как в фильме ужасов, этого же быть не может! В небольшом замешательстве
я верчу головой во все стороны и вижу огни и баржу ровно на 90 градусов слева.
Оказывается, "праздник жизни" своими размерами и огнями прикрыл от
меня поворот и свернувшую баржу. Что-то слишком резко изменился курс, но с баржами
не спорят, и я сворачиваю прямо на ее кормовые огни. Утром выяснилось, что в
этом месте река Сура примыкает к Волге. Такие вот блуждания, без карт.
На моторной
лодке к нам подрулил парень чувашской внешности и предложил фрукты, овощи, которыми
был забит весь его кораблик. Мы
купили корзину яблок по 15 руб./кг.
Около трех часов дня проходим город Чебоксары и видим справа мачты яхт-клуба.
Акватория огорожена плавучими причальными бонами. Заходим, в надежде добыть
топлива, но кроме паранита и крыльчатки на помпу ничего не нашли. Ну, то есть,
заправки в яхт-клубе нет. Есть автомобиль, чтобы съездить на заправку, но у
нас нет канистр.
Идем дальше, чтобы засветло отшлюзоваться. Выходим на связь и получаем добро
на шлюзование с сухогрузом "Волгодон-208", который проходит рядом
с нами. Пропускаем его, капитан включает ход вперед, но хода нет. С Петровичем
срочно проверяем все тяги реверса. Все работает, щелкает и включается. Ветра
практически нет. Ставим стаксель и медленно убираемся подальше с фарватера,
ближе к берегу. Бросили якорь. Я спускаю "тузик" на воду и при помощи
отпорного крюка нащупываю под днищем яхты винтовую колонку. Лучше было бы нырнуть
и посмотреть, но вода 16 градусов, а яхта ничем подводным не укомплектована.
Рукояткой отпорного крюка нащупал винтовой шток со шлицами. Включили ход - шток
крутится, на рукоятке осталась выработка от вращения . Значит, все приводы работают,
а винт отсутствует. Темнеет. Утром надо возвращаться в яхт-клуб. Если будет
ветер, то на парусах, а если не будет, надо искать буксир.
Я нажарил картошки, народ запил ее небольшим количеством пива и в непонятном
ожидании утра легли спать.
22.09.04.
Сегодня уже месяц, как меня нет дома.
Всю ночь
дул ветер, но кэп сказал, что ночью под парусами ходить запрещено.
Утром прошли на остатках ночного бриза около часа и стали около берега, заросшего
камышом. На "тузике" я отвез капитана на берег, где он направился
в яхт-клуб за подмогой.
Из яхт-клуба прибыл катер "Чиж" и отбуксировал нас к месту ремонта.
В яхт-клубе имеется подъемный кран до 8 тонн. Завели троса за корму и подняли
ее так, чтобы винтовая колонка вышла из воды. Винта на своем штатном месте нет.
Местные яхтсмены помогли найти складывающийся винт на VOLVO колонку, но
с самопальными лопастями.
Одиннадцать часов яхта стояла в негоризонтальном положении - носнемного притоплен,
а корма поднята краном над водой. Все это время Петрович подгонял винт по месту,
так как хоть он и с "Вольвы", но все же с другой. В яхт-клубе имеется
токарное оборудование, которым несколько раз пришлось воспользоваться. Если
же надо было что-то несложное отпилить, Петрович устраивал мастерскую прямо
на проезжей части.
Я поднялся на борт яхты и решил приготовить ужин. Для этого
пришлось газовую
плитку выставить по горизонту земли, а не яхты, так как шарнир печки выполняет
эту работу только в бортовой плоскости, но не в продольной. Кстати, под газовой
печкой находится электроплита, которой можно пользоваться, когда работает генератор.
Ужин был почти готов, когда стали опускать яхту на воду. Под краном глубина
немного меньше двух метров, поэтому киль лег на грунт. Завели спинакер фал на
плавучий бон. При помощи лебедки, накренили яхту и переставили на глубокое место.
Пока
происходила эта процедура, ужин все еще готовился и поэтому, немного подгорел.
Ремонтные
телодвижения закончились в час ночи. Причем, этого можно было и не делать, так
как никакой ремонт яхты все равно не оплачивается, да и за перегон я получил
только треть обещанного.
Перед сном завели двигатель, включили ход. Самопальный винт дает неслабую вибрацию,
значит, скоро будут проблемы с сальниками и подшипниками колонки. Судя по движению
воды за кормой, тяговая сила нынешнего винта гораздо меньше, чем у предыдущего.
23.09.04.
Когда нам выставили счет, за все запчасти и услуги на 27000 рублей, а капитан
озвучил по телефону сумму владельцу, то получил ответ, что по почте придут 16000,
а остальные за наш счет. Разговор был не короткий, деньги на моем телефоне закончились.
Я сказал капитану, что нам всем невыгодно продолжать это мероприятие и лучше
поднять здесь яхту и уехать домой на паровозе. Но у капитана были свои мысли
по этому поводу, и он ушел дозванивать в город, а Петрович решил воспользоваться
паузой и посетить музей Чапаева. Что-то мне стало скушно от всей этой херни,
и я просто лег спать.
24.09.04.
Проснулся я в полной уверенности, что за свой счет поднимать чужой бизнес глупо,
тем более что мой контрактный срок закончился две недели назад. Была слабая
надежда, что капитан аннулирует договор на перегон яхты, но они с Петровичем
взрослые люди древнего коммунистического воспитания, привыкшие работать за идею.
Поэтому кэп опять пошел в город, чтобы по телефону клянчить деньги у владельца
на перегон его же яхты. А я сообщил капитану свое решение, собрал рюкзак и направился
домой, где две недели назад у меня началась другая контрактная работа, на которой
меня потеряли.
А за свой счет, я буду ремонтировать, и перегонять только свою яхту, которая
у меня когда-нибудь будет.
Верхнеизложенный шедевр прошу считать вымыслом чистой воды из грязной лужи.
Имена, названия и события при совпадении считать
случайными.
Фотографии ничего общего с действительностью
не имеют.
Всем блуждающим по воде желаю удачи.